Вторник, 24.06.2025, 07:40Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Образ дороги в живописи
Попытка найти свой путь, дойти до "земли обетованной" - такая дорога стала любимой в русском искусстве. Впервые тема ее, в виде духовно-смысловой системы, "дороги к храму", возникает в русской живописи в середине ХIХ века. По дороге к храму вечно бредет деревенский люд в "Крестном ходе" Л.И.Соломаткина (1881),
 
на эту же дорогу выплескивается многоголосая толпа в "Крестном ходе" И.Е.Репина (1877).

Под звуки воскресного благовеста замирают в молитвенной отрешенности "дошедшие" - отшельники, монахи праведники - в работах М. В.Нестерова "Пустынник"(1988).

Другим каноническим мотивом в русской живописи стал мотив дороги - как дороги на кладбище (В.Г.Перов. "Проводы покойника". 1865)

В прямом смысле это - путь к последнему пределу в метафорическом - восприятие жизни, как проезжей дороги. На которой смерть может настигнуть - в любую минуту, прервав и дорогу, и саму жизнь ("Смерть переселенца" С.В.Иванова 1889).


И, конечно же, русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней:

"Зимняя Дорога" А. К. Саврасова (1980)

"Зимняя дорога" Л. Каменева (1866).

Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека, часто олицетворяют либо жестокость социальную, либо - борьбу человека со стихией.

Преодолевая жанровые различия, мотив дороги соединяет судьбы картины и пейзажа. Практически одновременно создавались главные "дорожные" композиции В.Г.Перова и пейзажи М.К.Клодта; "Бурлаки на Волге" И.Е.Репина



и работы А.И.Куинджи, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова. И если в пейзаже дороги сохраняли картинную содержательность; то в жанровых картинах впитывали в себя пейзажность как способ видения и интерпретации жизни.

С этими "дорожными" холстами в русскую живопись вошла та странная, по выражению М. Ю. Лермонтова, любовь к России, которая выражалась в привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф.В.Васильев. "Оттепель". 1871).

На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались, изнемогая в туманах (В.И.Куинджи "Осенняя распутица". 1872),

теряясь в заснеженных просторах (И.М.Прянишников "Порожняки". 1872).


Продолжение на странице "Символ дороги в живописи 2"

Copyright MyCorp © 2025 |