



В прямом смысле это - путь к последнему пределу в метафорическом - восприятие жизни, как проезжей дороги. На которой смерть может настигнуть - в любую минуту, прервав и дорогу, и саму жизнь ("Смерть переселенца" С.В.Иванова 1889).
И, конечно же, русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней:
"Зимняя Дорога" А. К. Саврасова (1980)
"Зимняя дорога" Л. Каменева (1866).
Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека, часто олицетворяют либо жестокость социальную, либо - борьбу человека со стихией.
и работы А.И.Куинджи, Ф.А.Васильева,
А.К.Саврасова. И если в пейзаже дороги сохраняли картинную содержательность; то
в жанровых картинах впитывали в себя пейзажность как способ видения и
интерпретации жизни.
С этими "дорожными" холстами в русскую живопись вошла та
странная, по выражению М. Ю. Лермонтова, любовь к России, которая выражалась в
привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиренной красоте, что
обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф.В.Васильев.
"Оттепель". 1871).
На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались, изнемогая в туманах (В.И.Куинджи "Осенняя распутица". 1872),
теряясь в заснеженных просторах (И.М.Прянишников "Порожняки". 1872).
Продолжение на странице "Символ дороги в живописи 2"